Чистопрудов Дмитрий (chistoprudov) wrote,
Чистопрудов Дмитрий
chistoprudov

Южный речной порт.

Когда в 1937 году закончилось строительство канала имени Москвы, город получил новый глубоководный речной путь к Волге. В Москву стал прибывать крупнотоннажный флот, потребовались большие погрузо-разгрузочные мощности, что вызвало необходимость строительства, наряду со строящимися Северным и Западным портами, Южного порта — крупного грузового порта с мощными перегрузочными комплексами по перевалке грузов прямого железнодорожно-водного сообщения с развитой сетью подъездных железнодорожных путей.





1. Строительство Южного порта велось в большой Южной гавани Москвы-реки, где на зимовку можно было разместить для ремонта до 350 судов. Однако сооружать его было очень нелегко из-за непроходимых топей Сукина болота. Как и создание всех других объектов канала имени Москвы, строительство Южного порта осуществлялось силами ГУЛАГа НКВД. Вся территория стройки превратилась в «зону». Ее оградили забором из двух рядов колючей проволоки и поставили вышки с «вертухаями». Особенно тщательно охранялся участок, на котором сейчас размещена больница № 53. Там были бараки заключенных.





2. Вначале в порту не было механизации. Все грузили традиционным на Руси способом — в мешках на заплечье. Поэтому и суда долго простаивали в порту (до 50% времени общей работы). По мере введения портовой техники обработка грузов все более и более механизировалась.





3. Первые суда на причалы Южной гавани пришли осенью 1940 года. Они привезли для москвичей овощи и картофель с полей Подмосковья и с берегов Оки. Во время войны ежесуточно в Москву через Южный порт поступало зерно, продовольствие и дрова (10-12 тысяч тонн в день).
На фотографии — здание управления портом.





4. Когда с началом войны из работников порта в действующую армию были мобилизованы почти все грузчики, механизаторы, и инженеры, их заменили жены и дети. Сюда же, на базу снабжения Западного фронта, приходили работать выздоравливающие после ранения бойцы.





5. К концу войны здесь уже работало 5 портальных и 4 плавучих крана, пневматическая установка для перегрузки зерна. Начал действовать портовый буксирный флот. А с 1945 года из Германии стали прибывать трофейные краны на 2-15 тонн типа «Дерик-Хойст», стальные баржи (ранее у нас были только деревянные) завода «Тигр» на 150 и 300 тонн.





6.





7. Ниже Южного порта, на болоте, с помощью дамбы, у которой выгружали отходы литейного производства ЗИЛа, породу метростроя и другой грунт, подготовили территорию в 12 га для строительства новых причалов. Тогда же в Южном порту в строй было введено еще 10 новых портальных кранов. Объем переработки грузов вырос более чем в 4 раза. Увеличение же объемов жилищного строительства в Москве потребовало и значительного роста перевозок через порт строительных грузов. Порт успешно справлялся с работой.





8.





9.





10.





11.





12.





13.





14.


Увеличить изображение


15.





16. Акватория Южного порта — самый широкий в Москве участок основного русла р. Москвы. Длина 2,5 км, ширина до 0,7 км (на востоке) или даже до 0,9 км (в месте соединения Новинковского рукава и Кожуховского затона). Правобережная часть акватории, отделённая вытянутым островом, называется Нагатинским рукавом. Абсолютная высота уреза воды 120 м.


Увеличить изображение


17. К 1980 в Южном порту году были смонтированы краны-гиганты. Портальный кран «Кондор» грузоподъемностью 40 тонн грузил большегрузные контейнеры международного стандарта. Краны «Ганц» и «Альбатрос» выполняли грузовые операции с тяжеловесами, металлами, навалочными и тарно-штучными грузами. Причалы порта тянулись уже на 2200 метров.





18. Площадь земельного участка, занимаемого портом, составляет 29,6 га и 1,1 га причала «Печатники». Причальная стенка, протяженностью 2178 метров, разбита на 17 специализированных причалов, оснащённых 32-мя портальными кранами грузоподъемностью от 5 до 40 тонн. Общая площадь складских помещений — 87000 квадратных метров.





19.





20.





21.





22.





23. Для грузов, прибывающих в прямом и смешанном железнодорожно-водном сообщении, в порту имеются подъездные железнодорожные и автотранспортные пути, что обеспечивает возможность прямой перевалки грузов.





24.





25.





26. Комплекс порта по обработке контейнеров, поступающих речным транспортом, является крупнейшим в Москве.





27. Район Нагатинский Затон.





28.



Теже фотографии, но на белом фоне в журнале у varlamov.ru: http://zyalt.livejournal.com/187246.html

Каталог всех моих записей.

Все фотографии, представленные в этом репортаже, принадлежат фотоагентству «28-300», по вопросам использования снимков, а также проведения фотосессий пишите на электронную почту mail@28-300.ru
Tags: Москва, Москва-река, Производственный репортаж, Россия, Южный порт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments