Чистопрудов Дмитрий (chistoprudov) wrote,
Чистопрудов Дмитрий
chistoprudov

5700 километров на Шеви-Ниве по Кавказу. Записки инженера. Северный Кавказ, часть 10

Предыдущая часть | Следующая часть

Сказать честно, я побаивался ехать на Ниве на такие расстояния. По предварительному плану выходило около пяти тысяч километров. За пять тысяч с Нивой могло случиться что угодно. Особенно не хотелось сломаться ночью и встать где-нибудь в горах Дагестана. Было ясно, что для такой поездки нужен толковый инженер-механик, который за Нивой будет следить и ухаживать.

Антоха настоящий патриот. Вместе с Антоном я проучился пять лет в МГТУ «МАМИ» на кафедре дизайна. Из всей нашей группы он был самым рукастым парнем и общался с железяками на «ты». Уже на первом курсе он мог собрать и разобрать свой Запорожец с закрытыми глазами. Сегодня его навыки многократно возросли, и теперь он собирает секретные космические спутники двойного назначения, а в свободное время занимается тюнингом своей Калины. Как-то само собой получилось, что в эту поездку с нами поехал именно Антоха. Как только Нива оказалась в его надежных руках, все мои опасения тут же развеялись.

Во время путешествия Антон вел ручкой аналоговый дневник в тетрадке. Писал и про Ниву, и про саму поездку. Недавно он его оцифровал и прислал мне. После прочтения я не могу не поделиться его записями с вами. Текста вышло очень много, целая повесть, поэтому будет не один, а три поста.



Лучше запастись чашечкой чая или кофе, бутерам и пледом. Антон очень старался. Кому не удобно читать на черном фоне, рекомендую открыть пост в оформлении вашего блога



Записки механика-инженера про любовь к Шниве, Дагестану и автопутешествиям.
Часть I. Подготовка к поездке и дорога до Дагестана.


Началось все совершенно неожиданно. Созвонились мы с Димоном в марте, давно не общались, соскучились, и договорились о встрече. Незадолго до этого ползая по интернету полистал я димкин ЖЖ. В очередной раз поймал себя на мысли, что вот, блин, работа у человека! Сколько где побывал, сколько всего видел. А уж фотографий каких наснимал. Просто чума! И хотя моя работа в космической отрасли весьма и весьма интересна, но проходит преимущественно стационарно, на рабочем месте в родном конструкторском бюро в Королеве. За все время, пока работаю на предприятии, не могу сказать что занимаюсь одним и тем же: постоянно разные изделия, каждое со своей спецификой, постоянно разные работы. Понимаешь, что прикасаешься к сложной космической технике, к инновациям и традициям конструкторской школы. Но получается так, что изо дня в день одно и то же: дом — работа — дом. В пятницу на дачу, в воскресенье с дачи. Один и тот же маршрут. Помечталось, что вот бы мне тоже так как Диман попутешествовать…

Антон после дождя спускается по склону Цахурского ущелья в своем, как он сам выразился, «гондоне».




Когда встретились с Димоном, он сказал, что через неделю собирается ехать в Дагестан. Ну поначалу в башке всплыли штампы, навязанные СМИ, про бандитский край, где каждый день что-то взрывают, кого-то убивают, похищают и еще куча всяких приятных вещей. В общем зачем нормальному человеку ехать в край где «живет дикий народ» непонятно. Но Дима с олимпийским спокойствием сказал, что там уже был, что там все спокойно. Ну Димону то я ясен день доверяю больше чем всяким СМИ, ну и приключений хотелось. Стал подробней расспрашивать как да что. Выяснилось, что едет он не один, а с друзьями-фотографами, едут на двух машинах, одной из которых будет Шеви-Нива, и что все боятся Шеви-Ниву как черт ладана «потому что она будет постоянно ломаться». Этот момент видимо и стал ключевым для моего участия в этом путешествии.

Сначала я успокаивал Димыча, сказал что в общем Шнива вполне нормальный автомобиль и вполне себе надежный. Хотя, как ни прискорбно это признавать, владение отечественным автомобилем — лотерея. Да, отечественным, что уж там? Какое из Нивы Шевроле — эмблема одна, да и только. Однако у меня имеется богатый личный опыт эксплуатации данного авто. У моего бати как раз Шеви-Нива, 2008 года выпуска, с пробегом более 110 тыщщ километров. При этом за все это время с машиной ничего не делали. Никто под ней не лежал целыми днями, ничего от нее постоянно не отваливалось. Просто ездили. В срок меняли масло-фильтры и прочее. И поскольку авто семейный — никто его не лохматил. Из всех выползших багов вспомнилась только потекшая помпа, которую заменили на первом году жизни. Пока про это рассказывал Диме, полушуткой-полунамеком сказал что тоже съездил бы куда-нибудь. Димон задумался. Потом еще задумался. И тоже как-то ненавязчиво предложил мне поехать, дескать ежели чо с Нивой случиться — я бы смог починить. А чего там случится? Отечественный автомобиль. Во-первых не все так плохо у наших авто с надежностью, как юзер двух изделий АвтоВАЗа заявляю, а во-вторых — «машын» простой как автомат Калашникова, разбирается-собирается точно также. Чинится в случае чего куском проволоки/консервной банки/синей изоленты, пассатижами/кувалдой/голыми руками и с обильным матовыделением.

Очередное стадо баранов на нашем пути пройдено. Рутульский район, Дагестан.





Отпуск дали! Мне выпала роль забрать Ниву из пресс-парка. Дима сказал, что ехать на ней и за ней никто энтузиазма не испытывает, и вообще, в Ниву будут отправлять как в карцер за плохое поведение. Ну мне-то пофиг, я на батянькиной Шниве поездил, ничего ужасающего в ней нет. Короче, Шнива закрепилась за мной.





В четверг 17 апреля после рабочего дня приехал в назначенный автосалон забирать ЕЁ! Вспоминался большой репортаж Авторевю про поездку в Грузию через Дагестан. Фотографии для того репортажа, кстати сказать, как раз делал Дима, и это была его первая поездка в Дагестан. Так вот в той статье рассказывалось, что в Дагестане в особом почете белые Нивы. Правда классические. В связи с этим грезилось, что и наша Шнива окажется белой. Но она оказалась зеленой. Металлик. Цвет «Сочи». Прям как раз такой как у моего папани. Любезно предоставленная нам Шнива была в комплектации LE. Помимо рестайлинговых бамперов на ней был прикрячен шноркель, релинги и фаркоп. И диски черного цвета с какой-то достаточно зубастой резиной. Вообще, я не люблю рестайлинговую Шниву с некрашенными бамперами. Чего уж там, по дизайну она конечно не Рэйндж-Ровер, хотя и вполне ладная и пропорциональная. Но некрашенные бампера, особенно в сочетании со стандартными штапованными колесами такую убогость лоукостовскую создают, просто мрак! Что интересно, на дорестайлиновых версиях некрашенные бампера такой антипатии у меня не вызывали. В общем данный экземпляр, со шноркелем, релингами, черными дисками и некрашеными бамперами выглядел вполне себе залихватски и борзо.

Окрестности высокогорного села Куруш. Высота более 2600 метров. Самая южная точка России.





Итак, ключи и документы были на руках, надо было начинать приемку матчасти. На моей работе меня научили, что начинать ее следует с проверки сопроводительной документации. Сверил все циферки буковки в документах, доверенностях, номерах на кузове. Далее контрольный осмотр. Явных дефектов по кузову вроде не обнаружилось, хотя позже заметил несколько крупных царапин и то, что розетка на фаркопе отогнута. Бросилось в глаза подспущенное заднее левое колесо. Но поскольку проверить было нечем — пришлось проверять на ощупь. Ощупь показала, что до гаража доехать можно. Проверил уровни масла, тосола, омывашки, тормозухи и антифриза. Все вроде в норме, хотя цвет антифриза насторожил. Непонятный он был какой-то. Так как я не знал, в каких условиях нам предстояло ездить, решил выяснить, что за жижи плещутся в агрегатах нашей «антилопы» с той целью чтоб знать, чего долить, ежели вдруг чего случится. А случиться могло всякое, особенно на незнакомых горных дорогах: поиметь пробоину в картере после ползания по камням — милое дело. Ну или ежели чего гнать начнет откуда. Короче доливать нужно знаючи, дабы адских коктейлей в агрегатах не намешать.

Пошел пытать людей на ресепшене. Ответственного за пресс-парк на месте не оказалось, девушка с рессепшена, превозмогая отвращение к чуваку, забирающему Шниву и задающему дурацкие вопросы, попинговала кого-то из мастеров. Никто нихрена ничего не знал, не хотел знать, и жижи для доливки мне выдать отказались. Сказали что у них нету, и надо было раньше спрашивать, они бы подготовили. Ну да хрен с ними.

Антон следует указаниям Коли и выбирается на очередную фототочку, штурмуя каменистое Гунибское плато на высоте около 1500 метров.





Стал заводить сей дивный агрегат. Завелся. Но на приборке загорелась красная лампочка с восклицательным знаком. Неисправность тормозной системы. По памяти, эта лампочка зажигается при низком уровне тормозухи. Но, блин, только что ж проверял — расширитель полный был. Полез в инструкцию. Мало ли чего там во время рестайлингов напридумывали. Но нет. Лампочка горит только от низкого уровня. Ясно, плавали-знаем, проходил такое на своей Калине. Пенопластовый поплавок на датчике уровня пропитался тормозухой и потонул, замкнув контакты которые зажигают лампочку. До гаража то с такой хренью доехать можно, а вот переть всю экспедицию с постоянно вспыхивающей перед глазами краснотой — удовольствие сомнительное. В итоге купил в Авто 49, благо он допоздна работает, новую пробку с датчиком. Проблема решилась.

Позже насторожил запах тосола в салоне. Бывалые шнивоюзеры рассказывали, что иногда тосол сопливит по шлангам печки. И когда насопливит под коврик, в салоне страсть как блевать хочется от этого запаха, особенно в жару. Поскольку в очередной раз пытать счастья у девушки на ресепшене и мастеров, которые за эту машину не отвечают, посчитал бессмысленным, начал выруливать со стоянки. Шепотом, в несколько приемов вырулил с тесной парковки и покатился в сторону дома. По ходу отметил, что выгодным отличием рестайлинговых машин от дорестайлинговых является применение вместо карданных шарниров на приводных валах ШРУСов. В машине было заметно тише. Тишина конечно здорово, но скучновато. Благо мафон уже стоял. Настроил любимую радиостанцию и поехал.





Приехал в гараж — на всякий случай залез под днище. Вроде все в норме. Ничего отваленного, неприкрученного, отломанного, оторванного не торчало. Но было видно, что кто-то грязь на ней помесил. Проверил давление в колесах — в заднем левом 1,3 вместо 1,9 атмосфер. Еще раз выматерил тех, кому по долгу службы положено следить за машиной. Ну уж колеса-то можно было бы накачать!? В остальных двух также давление было ниже нормы, четвертое — капитально перекачанное. Запаска вообще была спущена в ноль. Попутно выяснилось, что не работал фиксатор водительской двери. Опять изрыгнул поток мата и проклятий. Когда оставлял машину на ночь заметил, что кнопки на брелке срабатывали фигово, пришлось раздербанить и подогнуть контакты на батарейке — опять же основываясь на опыте эксплуатации Калины.

На обратной дороге из Цахура.





В гараже я загрузил на всякий случай заранее сформированный ЗИП. ЗИП состоял из ящиков с инструментами, набора критичных датчиков системы управления двигателем: ДПКВ, ДМРВ, ДТОЖ, ДПДЗ, регулятора холостого хода, ну и на всякий случай бензонасоса, который понапрасну был заменен на моей Калине и валялся без дела. Также в ЗИП были включены мультиметр, специально купленный бортовой компьютер Штат, лампочки, предохранители, куски провода, свечки зажигания, катушка зажигания, лампа-переноска, монтировка, чистые тряпки, грязный комбез, светоотражающий жилет и резиновое ведерко. На случай экстремального джипинга, о котором бесята в глубине души заговорщицки мечтали, взял еще лебедку, стальной трос и туристический топор, которые в итоге не понадобились.

Также, зная про врожденную сутулость штатных нивовских сидушек (в батькиной машине я в связи с этим воткнул передние кресла от Тигуана), заранее приобрел ортопедическую подушку-подгузник, нежно голубого цвета. Еще одним спутником в нашей экспедиции стал тряпошный гномик-талисман «от ГАИ», временно перекочевавший к нам из батянькиной шнивы. Вот с таким нехитрым арсеналом я уже испытывал чувство уверенности, что теперь можно ехать покорять Кавказ!





Утро пятницы, 18 апреля. Невыспавшийся, выкатился в сторону Дмитрия. Там мы загрузили его скарб, попутно выкинув часть моего: древний толстый спальный мешок и кусок утеплителя вместо туристической пенки — уж больно дофига места они занимали. Вместо них пришли рюкзаки с фотоапппаратурой и прочей фигней.

Обнулили одометры и легли на курс. Первая сотня с небольшим километров прошла по отличному асфальту трехполосной трассы М4. Не езда, а сплошное удовольствие. Машин в попутном направлении было мало. Потом мы свернули на М11 в сторону Волгограда. Количество полос уменьшилось втрое. Но поток по прежнему оставался небольшим, медленных грузовиков и встречных было немного, поэтому обгоны не напрягали, и мы держали нормальный темп.

Позже Димон попросился за руль. Но рулежка как-то быстро ему надоела. Дорожное покрытие по Московской области практически везде было отличным. Как въехали в Рязанскую область – заметили, что покрытие не катастрофически, но ухудшилось. Впрочем Шниве с ее подвеской такое ухудшение было нипочем. Ямки и швы хавала, с курса не сбивалась.

На заправке обнаружил косяк завода изготовителя и сотрудников обслуживающих пресс-парк — пробка бензобака предприняла попытку к бегству, поскольку не была должным образом закреплена в ошейнике, который на горловине бака крепится. Пока машина заправлялась, привел все в соответствие с конструкторской документацией.

Скорость держали в районе 100-110 км/ч. Плотность потока по прежнему позволяла не напряжено обгонять. Такой темп позволил не нахватать штрафов, да и Шниве он подходил. Быстрее на ней ехать можно, но чувствуешь, что она напрягается — классическому мотору все-таки тяжеловато крутить 4 колеса внедорожной размерности, со всем валами приводов, мостов и коробок-раздаток. Шниву пустили вперед, как более слабую, задавать темп. В Блейзере дури было существенно больше, поэтому его ограничивали темпом Шнивы, чтоб далеко не убегал. Так незаметно въехали в Тамбовскую область.

На привале все отправились есть вкуснейший янкин пирог, а я подкачивать заднее левое колесо на Шниве, да проверять уровни жиж.





Въезд в Волгоградскую область все почувствовали сразу. Жопами. Дорога — как в Королеве весной — когда асфальт тает вместе со снегом. Выбоины в асфальте такие, что нижние слои видно. Даже более менее целый асфальт лежал не шибко ровно. Скорость потока упала километров до 40. Глядя на вибрирующие кузова фур я понимал, насколько им несладко и в очередной раз радовался всеядной шнивовской подвеске, позволяющей лупить по этому трэшаку ходом под 80. Ни на одной яме подвеску ни разу не пробило, а преодоление их ходом не вызывало никаких траекторных отклонений.

Также заметил, что Шнива обута в отличные континенталевские лапти. Особенность комплектации. Они очень здорово подходят ей: довольно мягкие, особенно боковины, помогают гасить подвеске удары от дороги. При этом на асфальте не шумят, и повышенного расхода топлива не вызывают, несмотря на то что с виду довольно зубастые. Проверить насколько их зубастость помогает в говнах не довелось. Перед самыми гиблыми местами ход благоразумно сбавлял. Как никак еще все путешествие было впереди и поотрывать колеса на полпути в планы не входило.

Боковой тоннель где-то на территории Чиркейской ГЭС.





В самом Волгограде дороги были весьма широкими, но еще более убитыми, чем трасса. На границе с Калмыкией асфальт, напоминающий по своему состоянию танковый полигон, сменился идеальным автобаном. Ровным, что хоть на лоурайдере катится можно, с отбойниками и великолепной отражающей разметкой. Дороги отличные, в ранний час траффик отсутствовал полностью. Вся дорога была нашей, я немножко взвинтил темп. Хотя сделать это удалось не везде. Вот кажется едешь, дорога ровная и прямая. Но в навигаторе циферки альтиметра бегут-прибавляются, чуть не по метру в секунду. И чувствуешь, что как не нажимаешь на газ — а разгона нету. Ну не хватает Шниве мотора! Под горку конечно дело шло веселей.

За окном красотень пролетала: степи, едва зазеленевшие, какие-то низкорослые корявые деревца, какие-то горы вдалеке, все это деликатно было приправлено предрассветной туманной дымкой. Солнце начинало где-то все это плавно засвечивать, где-то из тьмы выхватывать яркими пятнами. И сквозь все это мы валили ходом под 140.




Во время одной из остановок я решил посмотреть, не вытекает ли бензин на дорогу из пробитого бака или трубопровода, а то что-то как-то быстро стрелка уровня топлива начала падать. Но скорость падения стрелки была обусловлена скоростной ездой, бак и трубки были целы. Но заглянув под машину увидел картину довольно безрадостную: половина днища была задристана маслом. Виновницей торжества оказалась раздатка: потекла она то ли по сальнику заднего приводного вала, то ли по крышке стыка частей картера. Короче капающее масло набегающим потоком раздувало под днищем, плюс часть его попадала на валпривода заднего моста, отчего оно разбрызгивалось еще сильнее и попадало на раскаленный глушитель. Благодаря чему собственно данная неприятность и была выявлена. В очередной раз выматерил тех кто должен был следить за машиной, и что так и не удалось узнать что в раздатку залито. Поэтому после изучения мануала на заправке Роснефти была куплена на доливку банка роснефтефской же полусинтетики класса GL5.

На этой же заправке школьная учительница объяснила нам, что золотой крест Шевроле это не круто — надо сделать черный, тогда будет круто и чОтко!





В Дагестан мы въехали через Нефтекумск. Я по началу не понял, почему дагестанцев называют горцами: дорога-то шла все сплошь по степям. Дима велел четко отработать требование знаков «стоп» при проезде постов ГАИ. Но почему то мы оказались для гаишников безынтересны, даже несмотря на самарские номера на Шниве и московские на Блейзере.

Иногда на горизонте было видно как полыхают факелы, выжигающие попутные газы то ли на нефтяных скважинах, то ли на нефтеперегонных предприятиях. И вообще, практически до Махачкалы никакими горами и Кавказом и не пахло. Зато пахло весной. По мере приближения к Каспию степи постепенно сменялись местностью с растительностью. 19 апреля в Дагестане было все более существенно зелено чем в Московской области. У нас на деревьях еще только начинали набухать почки. А там все вовсю зеленело. Солнце припекало, и сразу захотелось открыть окна. Поразило количество заправок и автомоек. Было видно, что эпоха первичного накопления капитала здесь идет вовсю, люди зарабатывают как могут.

За все 5700 километров нас остановили всего один раз — поздороваться и спросить как дела.





Как убежденному ТАЗоводу, бальзамом на душу стала структура автопарка: в основном ВАЗы. Очень много Приор и Калин. Здесь можно ездить на Калине или Приоре, и никто не будет считать тебя лохом и неудачником, как Москве.

Движение в Махачкале выдалось весьма оживленным, плотным, и более хаотичным чем в столице. Все друг друга аккуратно подрезали, вклинивались и сигналили. В Махачкале нас встретила очаровательная Патимат, сотрудник дагестанского филиала РусГидро. Она приняла колоссальное участие в организации нашей поездки, за что ей огромное человеческое спасибо! Также Патимат угостила нас вкуснейшим обедом в обалденном ресторане на берегу Каспия, за что ей так же огромное спасибо! После такого обеда рулить я уже не мог, в сон клонило нещадно. Поэтому до Дербента я спал пассажиром.

Положительные впечатления о Махачкале сильно портила вечногорящая на горе помойка. Пока ехали по городу, я из окна поснимал немного улицы Махачкалы. За это мы были остановлены нарядом полиции. За нами пристроилась Приора с люстрой и через матюгальник нам объявили, что мы должны остановиться. Уже стали представлять себе, как нас на асфальт укладывают под дулами автоматов. Но нет, все очень вежливо, культурно. Представились. Стали спрашивать, почему снимаем посты. Видимо где-то я с фотоаппаратом на глаза им попался. На фотографиях ни я ни они заснятых постов не нашли. Нас отпустили с миром и наилучшим пожеланиями. Весьма приятно.

В 7 вечера приехали в Дербент и тут же заблудились. Нас уже заждался Магомед, замечательный человек, которому так же хочется выразить искреннюю благодарность, за помощь в нашей поездке. Он разместил нас в гостинице, повел в кафе на берегу моря пить чай, познакомиться и решить, по какой программе мы будем дальше двигаться. Мы коротенько рассказали о себе и нашем путешествии, о том, что хотели бы увидеть, Магомед рассказал нам о достопримечательностях старого города и вообще о том, что стоило бы посмотреть помимо запланированного, попутно вводя нас в курс местных обычаев и жизненного уклада. Сформировав примерный план действий на следующие дни мы пришли в гостинцу и вырубились без задних ног.




Предыдущая часть | Следующая часть

Оглавление:

1. Дербент
2. Путешествие за ковром
3. Цахур
4. Юг России, Куруш
5. Жизнь высоко в горах
6. Путеводитель по дагестанским заправкам
7. Чиркейская ГЭС
8. Гамсутль. Последний из могикан
9. Дагстайл
10. Записки инженера, Часть I
11. Записки инженера, Часть II
12. Записки инженера, Часть III
13. Кубачи
14. Дагестанская свадьба
15. Грозный
16. Эльбрус
17. Обсерватория Терскол
18. Итоги путешествия. Автомобиль, быт и бухгалтерия поездки

Проект «12 месяцев»

Tags: 12 месяцев, Автомобили, Дагестан, Дорога, Путешествия, Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 46 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →