Чистопрудов Дмитрий (chistoprudov) wrote,
Чистопрудов Дмитрий
chistoprudov

Автопробег, день 4. Плато Устюрт.

Четвертый день нашего путешествия начался в гостинице «Жипек Жолы», куда мы заселились в третьем часу ночи и готовили отчет по третьему дню автопробега. Засидевшись за компьютером до самого утра, мы отправились на плато Устюрт. Из-за жуткого бездорожья, наш гид порекомендовал оставить Suzuki SX4 в Нукусе и поехать на военном Mercedes 290GD, который был «позаимствован» из рядов узбекской военной техники.
За четвертый день мы успели зайти на небольшой рынок в Кунграде, посетили несколько живописных мест Устюрта, посмотрели на заброшенный рыбацкий поселок, озеро Судочье, каньоны и само Аральское море.





1. За день нам предстояло преодолеть около 450 километров пути, из которого 150 были отвратительного качества, в итоге на весь маршрут у нас ушло около 12 часов! Перед поездкой мы закупили продукты на рынке в Кунграде.





2. Многие жители с радостью фотографировались и позировали, но были и те, кто начанал на нас махать руками.





3.





4. Мы отправились в путь. После Кунграда, мы проехали около 10 километров по дну Аральского моря, которое ушло отсюда в 60-е года.





5. Дальше начался подъем на плато. С нами на втором автомобиле ехали океанологи — ученые из института океанологии РАН, которые занимаются проблемой высыхания Арала и собирались взять очередные пробы воды. Среди них был доктор географических наук Петр Завьялов, который занимается данной катастрофой уже более 9 лет. В рассказах про Аральское море мы использовали его материалы и статьи.





6. На сегодняшний день Аральское море продолжает высыхать. Когда-то на этом уровне была вода...





7. Плато Устюрт расположено между Мангышлаком и заливом Кара-Богаз-Гол на западе, Аральским морем и дельтой Амударьи на востоке. Плато представляет из себя пустыню площадью около 200 000 км².





8. Со стороны Аральского моря плато изрезано сотней грунтовых дорог, проехать по которым можно только на серьезном внедорожнике. Связи здесь нет, а за целый день мы никого не встретили. Ехать сюда на одной машине крайне опасно — в случае поломки помощи ждать будет не от куда. Бывали случаи когда люди умирали от жажды летом или замерзали зимой, погода на плато ветреная и своеобразная, температура зимой может опускается до -60 градусов!





9. Высыхающее озеро Судочье и остатки брошенной рыбацкой деревни Урга. Это было одним из мест ссылки староверов. В 60-е годы деревню бросили в связи с началом Аральской катастрофы и сейчас от нее осталось небольшое русское кладбише, развалины домов и небольшого завода. Сейчас здесь стоят вагончики артели рыбаков, которые арендуют у государства часть озера.





10.





11. Наш транспорт. Это трехдверный Мерседес Гелентваген, армейский вариант. В 95 году его новеньким «списали» из армии Узбекистана и теперь он приносит владельцу по 200 долларов в день.





12. Христианское кладбище.





13. Какой-то исписанный камень на одном из холмов у деревни.





14. Лодки рыбаков.





15. А вот и сами рыбаки, которые напоили нас зеленым чаем и угостили тушенкой.





16.





17.





18.





19.





20. В 40-е годы XX века СССР начал реализацию амбициозного проекта по забору воды на орошаемое земледелие из рек Амударья и Сырдарья. Очень быстро экономика среднеазиатских республик взлетела на небывалые высоты. Но через 20 лет успех обратился в экологическую катастрофу. Сегодня количество воды в Арале составляется примерно 1/4 от первоначального объема.





21. По словам Петра Завьялова, сейчас Западный Арал похож на мощный химический реактор. В условиях аномально высокой солености — в некоторых частях моря она достигает 200 г/л (для сравнения, соленость Мертвого моря около 300 г/л) происходит выпадение на дно карбонатов кальция и магния, гипса и мирабилита. Еще одна серьезная проблема — заражение сероводородом. Сероводородная зона занимает почти половину всего Западного Арала. Газ заполняет практически всю нижнюю толщу воды и залегает всего в 10-20 метрах от поверхности. Концентрация этого ядовитого газа в Аральском море в 10 раз больше, чем в Черном.





22. Когда море отступило, берега стали высыхать и разрушаться, превращаясь в причудливые каньоны.





23. Это маленький домик, который одиноко стоит на обрыве плато, в нем любой желающий может остановиться на ночлег. Внутри есть все необходимое: посуда, печка, одеяла, Коран, ковры, дрова, инструменты.





24. Многим людям этот домик спас жизнь.





25.





26. Солевые кристаллы.





27.





28.





29.





30. Через 450 км мы добрались до места ночевки - берега Аральского моря.


Увеличить изображение


31.





32. Раньше здесь были казармы советских времен. В 80-е годы на этом месте располагалась береговая база снабжения острова Возрождения. На этом острове Советский Союз испытывал бактериологическое оружие: возбудители сибирской язвы, туляремии, бруцеллёза, чумы, тифа, оспы, а также ботулинический токсин проверялись здесь на лошадях, обезьянах, овцах, ослах и других лабораторных животных.





33. Местные жители рассказывают про внезапный уход военных с острова Возрождения. В середине 80-х годов там что-то произошло, и в один день весь персонал покинул базу. На внезапный исход указывало то, что было брошено большое количество техники, оборудования и продовольствия. А на взлетно-посадочной полосе (там был аэродром с четыремя 3-километровыми полосами в форме розы ветров) валялось большое количество одноразовых шприцев и противогазов. Как следствие, база снабжения тоже была брошена.





34. Разноцветный берег Аральского моря по-своему прекрасен...





35. Нам рассказали, что несколько лет назад известный московский фотограф Павел Косенко купался в холодной октябрьской воде озера, и потом бегал обнаженным )





36.





37.





38. Пока мы ставили палатку и гуляли по берегу, наши водители приготовили вкуснейший плов.





39. Так как нам досталась продуваемая палатка, да еще и без дна (спали на земле), мы чуть не околели и с огромным трудом поднялись в 6 утра на рассвет. Но об этом, и многом другом, мы напишем завтра, не пропустите )





На сайте Турбина есть еще фотографии, не вошедшие в этот отчет.

Путевые заметки автопробега «Геннадий»:
3-й день. Казахстан и таможня

Рассказ Ильи: http://zyalt.livejournal.com/238397.html.

Спонсоры нашего автопробега: «Suzuki», Официальный дилер Suzuki «Сим», сайт «Турбина», «Adidas», «Oblako», «Фотоагентство 28-300», «Suunto» и «Russia Today».
Путевые заметки на английском можно читать на RT.com

Каталог всех моих записей.

Дмитрий Чистопрудов, фотоагентство Vostok. По вопросам проведения съемок пишите на электронную почту mail@vostokphotos.ru
Tags: Автопробег Геннадий, Плато Устюрт, Путешествие, Узбекистан
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →