У Аральского моря аномально высокая соленость, такая вода не замерзает даже в 40° мороз. Берег покрыт причудливыми солевыми отложениями.
1.
2.
3. После рассвета мы позавтракали пловом, собрали палатки и, пока океанологи брали свои пробы воды, отравились гулять по каньонам.
4.
5.
6. Размеры глыб впечатляют.
7.
8. Полевые испытания спонсорского снаряжения прошли успешно...
9. Местный житель.
10. По дороге в Муйнак мы снова поехали по дну высохшего моря. На фотографии хорошо видна соль, которая осталась, когда ушла вода. Теперь это совершенно мертвое пространство, здесь нет даже птиц.
11. Для предотвращения пыльно-соляных бурь на дне бывшего моря высадили кусты саксаула. Во время бури воздух полон мелкой взвеси песка и соли. В тех местах, где саксаул прижился, стали образовываться фитобугры. Корневая система растения укрепляет почву, а вокруг растения ветер выдувает почву. В некоторых местах высота таких бугров достигает двух метров. В середине 90-х случалось, что близлежащие поселки за один день засыпало песком до подоконников, сейчас ситуация улучшилась.
12. В этом месте глубина моря была 20 метров.
13. Вдруг из пыли появился силует башни — это установка китайцев по добыче газа.
14. В 2008 году компанией «Петро Альянс» были проведены разведочные работы по поиску нефти и газа на бывшем дне Аральского моря; результат оказался положительным. Газ здесь высокого качества, с минимальным содержанием сероводородов.
15. Когда мы добрались до Муйнака, то сразу же поехали к кладбищу кораблей.
16. Что касается Большого Арала, после катастрофы людей стало намного меньше. Все населенные пункты, крупнейший из которых узбекский город Муйнак, оказались далеко от берега. Постоянный рост безработицы из-за того, что пришло в упадок сельское хозяйство и закрылись порты, высокие уровни заболеваемости населения и детской смертности — вот все, что осталось от некогда процветавших регионов.
17. На месте бывшего порта сейчас памятник Аральскому морю. Раньше здесь был памятник Великой Отечественной Войне, но его перенесли в центр деревни. Место было выбрано не случайно. Во время войны здесь был причал, откуда призывников отправляли на фронт. Их собирали по окрестным деревням и на баржах везли в Аральск, откуда после трехмесячной подготовки посылали на Сталинградский фронт. Матери солдат пытались сопровождать баржи на лодках, некоторые тонули в шторм.
18. Как рассказывают очевидцы, первый раз море отступило за ночь на 30 метров, было это в 62 году. Люди были поражены, но они еще не представляли, что море отступит в некоторых местах до 180 километров.
19. Первое время люди пытались рыть канал, чтобы соединить порт Муйнака с открытым морем. Длина канала составила 22 км, но бороться с природой было бесполезно, вода уходила слишком быстро, много кораблей так и осталось на берегах канала. Большинство этих кораблей жители распилили на металлолом, часть удалось спасти, теперь они стоят на месте бывшего пирса.
20.
21. Муйнак имел очень важное логистическое значение в системе снабжения Средней Азии. В Аральске был огромный контейнерный порт, оттуда контейнеры с железной дороги грузили на корабли и отправляли в Муйнак, а дальше контейнеры шли по всей Средней Азии речным транспортом по реке Амударья или жд сообщением.
22. Сегодня от Муйнака до Аральского моря более 50 км.
23. У кладбища кораблей есть свой сторож.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30. В Муйнаке сейчас живет 3-5 тысяч человек, из них всего 11 русских семей. На русском большинство населения не разговаривает или знает его крайне плохо, хотя много рекламы на русском. Сейчас русский язык очень востребован, в школах открывают русские классы, люди покупают спутниковые тарелки, чтобы смотреть российские каналы.
31.
32.
33.
34. Все, хватит снимать, пора ехать обратно в гостиницу в Нукус, где, как потом оказажется, наши комнаты сдали другим туристам. Пришлось ночевать в юрте с удобствами в другом здании. Но мне было без разницы — я опять не ложился спать.
35. А это — шесть человек набивается в Запорожец (два человека уже в машине).
Еще более 60 фотографий этого дня вы можете посмотреть на сайте Турбина.
Путевые заметки автопробега «Геннадий»:
3-й день. Казахстан и таможня
4-й день. Плато Устюрт
Фотографии Ильи: http://zyalt.livejournal.com/239299.html.
Спонсоры нашего автопробега: «Suzuki», Официальный дилер Suzuki «Сим», сайт «Турбина», «Adidas», «Oblako», «Фотоагентство 28-300», «Suunto» и «Russia Today».
Путевые заметки на английском можно читать на RT.com
Каталог всех моих записей.
Дмитрий Чистопрудов, фотоагентство Vostok. По вопросам проведения съемок пишите на электронную почту mail@vostokphotos.ru
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →