Чистопрудов Дмитрий (chistoprudov) wrote,
Чистопрудов Дмитрий
chistoprudov

Автопробег «Геннадий». Подведение итогов.

Сегодня я вкратце расскажу про каждый день нашего с Ильей Варламовым автопробега по Узбекистану и Казахстану, расскажу про дороги и гостиницы, расходы, сколько было потрачено бензина, чем питались, какие сложности возникали на пути, про интернет и т. д. Также в этом посте я расскажу про спонсорскую экипировку, которую мы тестировали во время поездки, и будет немного слов про Suzuki SX4 (позже про машину будет отдельный рассказ).





1. Наше путешествие длилось 16 дней, мы стартовали утром 17 апреля и вернулись утром 2 мая. Всего мы преодолели 9200 км из которых были участки и с идеальным асфальтом и с полнейшим его отсутствием.
В первый день у нас получился марш-бросок на 1415 км до Астрахани. Дорога в целом сносная, но местами попадались убитые участки в Рязанской и Тамбовской областях. От Волгограда до Астрахани дорога на 4+. За весь день мы сделали только один полноценный привал у неизвестной речушки. С собой у нас было два примуса (газовый и бензиновый), так что мы легко могли разогреть в поле тушенку, приготовить чай или сварить кофе. Примус — вещь в такой поездке не заменимая! Еще одна полезная вещь — за водительским сидением у нас путешествовал дорожный холодильник, работающий от прикуривателя. Правда включать его получалось далеко не всегда — единственный прикуриватель в машине был нарасхват. За первый день выявилось два недостатка автомобиля — при полной загрузке очень сильно сократился ход задней подвески, из-за чего периодически пробивало до ограничителей, и небольшой для путешествия топливный бак объемом всего 45 литров.





2. В Астрахани нас встретил Азамат, который помог нам с гостиницей и рассказал много интересных историй. Переночевав в неплохом номере за 2100 рублей на троих с бесплатным интернетом и завтраком из бутербродов, мы отправились к рыбакам, посмотрели старый рынок и попали на празднование астраханского Навруза (http://zyalt.livejournal.com/238320.html). Погуляв пару часов, отведав вкуснейшего плова и пропахнув костром, мы поехали к границе с Казахстаном. У нас с собой было порядка двадцати одинаковых дисков «Rolling Stones», которые мы планировали раздавать как сувениры. Казахский пограничник хотел было захапать новые трекинговые кроссовки Adidas, но размер ноги оказался мал и пришлось довольствоваться тремя компакт-дисками, это стало началом роллингстоунского взяточничества. После границы мы проехали 300 км до Атырау из которых около 200 км были отвратительного качества, скорость 40-80 км/ч.





3. День третий (http://chistoprudov.livejournal.com/36006.html). В Казахстане мы столкнулись с проблемой — у основных интернет-провайдеров был заблокирован доступ в ЖЖ. Мы к этому явлению были слабо подготовлены и в итоге нам пришлось отправлять коды постов друзьям в Россию. За ночь в гостинице «Орион» с платным интернетом, который работал из последних сил, мы заплатили около 2100 рублей и утром отправились в путь — нам предстояло преодолеть почти 1000 км до Нукуса. Дорога от Атырау до Бейнеу (460 км) — идеальный асфальт с прекрасной разметкой, ехать по такой дороге — одно удовольствие, главное не забывать про бензин. Бензоколонки встречаются все реже и реже. Треть нашего багажника занимали две канистры на 10 и 20 литров, которые не раз нас выручали. В итоге запас хода без дозаправок у нас был порядка 750 км. Говорят, что ночью по этой дороге лучше не ехать — появляются лжегаишники, которые останавливают и грабят легковушки. «Если вас тормозит мент, а рядом с ним нет патрульной машины — ни в коем случае не останавливайтесь!».





4. После Бейнеу хорошая дорога закончилась и 40 км мы ехали практически по степи, а потом еще 50 км до границы шел ерундовый асфальт. На казахской таможне нас ждал первый побор и полное бездорожье. За 50 долларов машину почти не досматривали — долго изучали карту поездки на задней двери и спрашивали про качество дорог в России. Все сотрудники таможни первый раз видели эту модель автомобиля, причем некоторые, похоже, не знали даже марку Suzuki. Один из начальников присел за руль и долго расспрашивал о характеристиках машины, после чего сказал, что его Land Cruiser 100 круче. С узбекской границей проблем не было, кроме того, что нас просили предъявить документы на груз-200. Узнав, что в багажнике на крыше вместо трупа у нас две запаски с хламом, все дружно засмеялись. Через 20 км от границы на пункте экологического контроля к нам не смогли ни с чем докопаться, так как автомобиль соответствует ЕВРО-4, и тщетная попытка выпросить хоть каких-то денег не прошла.





5. Около 100-150 километров от границы шел неплохой асфальт, который планомерно ухудшался, после чего превратился в жуткую гребенку — стиральную доску. Трясло неимоверно, с какой бы скоростью мы не ехали. Этот ужас продолжался примерно до Кунграда, где мы планировали заночевать, но человеческих условий для ночлега в городе мы не нашли, и было принято решение ехать в Нукус (еще 120 км нормальной дороги).





6. В Нукусе нас встретил Октябрь Доспанов, который считается лучшим гидом в Узбекистане по Устюрту. На ночлег мы остановились в гостинице «Жипек-Жолы» за 50 долларов, правда спать не ложились — готовили путевые заметки. В гостинице был платный интернет, который постоянно отключался, якобы из-за того, что мы жги много трафика. На деле оказалось, что хитрый администратор просто выключал роутер для экономии. В итоге я нашел этот роутер и включал его обратно )
Утром четвертого дня (http://chistoprudov.livejournal.com/36253.html) мы сели в Mercedes 290GD и тут же уснули. Проснулись уже в Кунграде, купили продуктов, и отправились в сторону Аральского моря. Не случайно мы пересели в армейский внедорожник — дороги на плато плохие, местами вообще мегаужасные. По плато мы проехали около 300 км до Аральского моря, времени на дорогу ушло около 12 часов!





7. Ночевали мы на берегу Аральского моря в палатке без дна, спали прямо на песке с ракушками. Илья захапал единственную пенку, я спал на брезенте от лодки, Александр — на грязном халате. Ночью мы не раз просыпались от холода и переворачивались, сменяя отмороженные бока. В шесть утра нас ждал чудесный рассвет и пронизывающий ветер.





8. На Устюрте я понастоящему оценил все прелести адидасовской экипировки. До этого у меня никогда не было трекинговой обуви, поэтому я в полном восхищении от этих кроссовок! Очень удобные, мягкие и цепкие. По скалам и холмам я скакал как горный козел, а еще их не нужно шнуровать, это вообще шик! За всю поездку кроссовки не треснули, не лопнули, только сильно запачкались, а вот чистить их сетчатую поверхность крайне неудобно.





9. Кроссовки мы взяли одинаковые, а вот куртки — разные. У меня была куртка Adidas Climaproof с подкладкой Climawarm. На Устюрте дул яростный ветрище, который с легкостью продувал мои старые штаны, но не куртку. Если встать к ветру спиной, то чувствуется, что тебя постоянно пихают в спину, но никакого холода нет. Курткой я тоже очень доволен, только мне не понравился ярко-красный цвет, но выбора не было. По защите от ветра и теплу куртка на порядок лучше, чем моя сноубордическая Ripzone. Теперь я знаю, в чем я буду фотографировать с крыш в холодное время года.





10. Еще от спонсоров нам достались одни из самых дорогих моделей часов Suunto тревел класса. Я выбрал себе модель X Lander Military. Последний раз я носил часы в школе, а потом как-то обходился без них, смотрел время на телефоне. Так что мне, увы, сравнивать Suunto не с чем. В общем, часы суперские, с добрым набором функций, кроме стандартных время/дата/будильник/секундомер и т. д. приятно порадовала возможность выставить второй часовой пояс (что в путешествии крайне полезно), альтиметр, барометр (по нему можно прогнозировать возможность дождя), компас и еще куча все, с чем я не успел разобраться и чем не пользовался — глубинометр, прогноз погоды, штормовое предупреждение, время заката/рассвета и т. д.





11. Из минусов — довольно большой размер, с непривычки я часто задевал часами косяки и камни, благодаря чему удостоверился в ударостойкости. В жаркую погоду под резиновым ремешком запястье немного потеет.





12. День пятый (http://chistoprudov.livejournal.com/36505.html). На обратной дороге в Нукус мы проехали через старый портовой город Муйнак и посетили кладбище кораблей. Два дня путешествия по Устюрту вылились в 1000 км некомфортабельной езды в жарком и пыльном внедорожнике и 400 долларов на троих (трансфер, небольшая историческая справка об Арале и вкуснейший плов на ужин и завтрак). Сам Октябрь с нами поехать на плато не смог, но сказал, что наш водитель нам все расскажет. На деле водитель оказался слабоговорящим по-русски и, к тому же, он постоянно жевал курительный табак, от чего отвечал на вопросы односложно и с минутной задержкой. В итоге мы довольствовались рассказами океанологов, с которыми нам посчастливилось поехать вместе. Узнав, сколько мы заплатили за поездку, наши друзья из Узбекистана, которые знают Октября сказали, что нас отлично развели. В любом случае, пусть было дорого, но поездка на Устюрт — один из самых запоминающихся моментов нашего автопробега.





13. Утро шестого дня (http://chistoprudov.livejournal.com/36652.html) началось с замены пробитого колеса. Дилер Suzuki «Сим» предоставил нам в поездку две запаски и подготовил машину к автопробегу. За всю поездку этот прокол был единственным, хотя нас пугали ужасными дорогами и предрекали чуть ли не ежедневные шиномонтажные работы. На всякий случай в поездку мы приобрели следующие вещи: 3 камеры, прочную веревку, расходники (фильтры, свечи, масло и различные жидкости), домкрат, ремкомплект для разбортировки и ремонта шин. Ничего из всего этого так и не понадобилось.
Дорога до Хивы вполне терпимая и недолгая — всего 250 км. Днем мы приехали в город и остановились в гостинице за 4000 рублей на троих с отличным номером и бесплатным интернетом, который работал везде, в том числе и в саду, где мы, развалившись, пили сок, ужинали и писали путевые заметки.
Старый город прекрасен!





14. На седьмой день (http://zyalt.livejournal.com/239807.html) мы отправились в Бухару, где нас ждали наши читатели. Дорога местами была отвратительно ужасной. Без того разбитый асфальт, по которому больше 40 км/ч не разогнаться, начали пожирать барханы, из-за чего местами ехать было очень сложно. До Бухары мы ехали 470 км около 7 часов. В городе нас встретили и помогли расселиться (номер на троих — 1050 рублей) и устроили небольшую экскурсию по городу. Вечером за ужином нам рассказали очень много интересных историй, которые мы не решились публиковать из Узбекистана, так как могли возникнуть проблемы при выезде... Истории мы расскажем позже в отдельных отчетах по городам. С интернетом в Бухаре намного хуже, чем в Хиве и Нукусе. Про вайфай многие слышали впервые.





15. Из-за жесткого графика я не стал ложиться спать и пошел гулять по ночной Бухаре. Фотографируя ночные кадры с 15-минутной выдержкой я ставил будильник на часах и засыпал на бордюрном камне. Хоть какой-то сон.





16. Утром восьмого дня снова в путь (http://chistoprudov.livejournal.com/37250.html), 280 км до Самарканда. Дорога не плохая, но зато усеяна населенными пунктами, где прячутся злые гаишники. За превышение скорости потребовали взятку в 175 рублей. Кстати, в Самаркандском районе каждый второй водитель не останавливается по требованию гаишника и лихо пролетает мимо. Наш гид Хуршет сказал: «Я никогда не останавливаюсь, а зачем? Только если на постах тормозят». Еще у нас по-прежнему интересуются про груз-200 на крыше.
В Самарканде мы отправились на узбекскую свадьбу, а вечером поехали в горы на перевал. Виды там чудесные, про это обязательно будет отдельный пост. На ночевку мы остановились в Кишлаке, в доме Хуршета, где нас угостили отменным ужином и душевной беседой.





17. На девятый день (http://zyalt.livejournal.com/239807.html) мы поехали в Ургут на крупнейший рынок в Самаркандском районе — огромный Черкизон, только вместо китайцев, вьетнамцев и кавказцев — узбеки. Дороги везде средне-плохие, постоянно приходится объезжать ямы. Днем мы разделились: я пошел гулять по центру города, а Илья с Хуршетом отправились в цыганский квартал, посетили ковровую фабрику и производство бумаги ручной работы. Гостиниц с вайфаем в Самарканде можно пересчитать по пальцам одной руки. Мы остановились за 6000 рублей в номере на троих и медленным интернетом в холле отеля. За два дня работы гида, который нам очень понравился мы заплатили 200 долларов и в эту стоимость вошло проживание и питание в Кишлаке.





18. На десятый день (http://chistoprudov.livejournal.com/37571.html) мы поехали в Ташкент — около 300 км по хорошему асфальту. По дороге мы посмотрели на красивые маковые поля и узнали, как сажают арбузы и дыни. Ташкентские гаишники суровы. Один хотел забрать машину на штраф-стоянку за то, что у нас заводская тонировка, но испугался, когда мы согласились отдать машину и сказали, что ему придется разбираться с японцами из Suzuki. Другой гаишник остановил за нарушение скорости и вытребовал 426 рублей, профессионально начав торги с 1900.
В Ташкенте мы пообедали с sobolewsky, спустились и вышли из метро и поехали на границу с Казахстаном. Граница оказалась неподходящей — она работала только для местных по упрощенному режиму и нам пришлось ехать обратно в сторону Самарканда примерно 100 км и проходить границу там. С узбекской стороны опять не было никаких проблем, а вот казахские пограничники оказались злее своих западных коллег и отняли у нас 4000 рублей, предварительно доведя Александра до кипения. В итоге от Ташкента до Шымкента мы проехали примерно 300 км, дорога была неплохая. Остановились в гостинице за 2000 рублей с неплохим бесплатным интернетом.





19. Одиннадцатый день (http://chistoprudov.livejournal.com/37821.html). Утром поборы продолжились. Толстый и наглый гаишник потребовал 1500 рублей за то, что мы сняли совершенно секретный развалившийся свинцовый завод. Грозился вызвать группу и посадить нас в клетку. По дороге в Кызылорду мы заехали в Кентау посмотреть на заброшенную шахту по добыче свинца, олова и цинка, посмотрели, как живут местные жители. Проехали около 500 км, дорога нормальная. При въезде в Кызылорду за два компакт-диска мы были сопровождены таксистом до гостиницы с бесплатным интернетом, который не работал. Номер стоил около 800 рублей и было в нем пять спальных мест! В пяти минутах ходьбы от гостиницы в ресторане «Каир» мы вкусно поужинали и попользовались вайфаем. Пока я искал ресторан, а было это затемно, ко мне пристал местный гопник (которых в городе было очень много) и вызвался меня сопровождать, рассказывая страшные истории о приезжих, которые пропадают в городе, про злых гопников и про тяжелую жизнь. В каждом предложении использовались связки «А-а-й, братуха!» и «базаров нет». За сопровождение парень попросил 37 рублей.





20. Утром двенадцатого дня (http://chistoprudov.livejournal.com/38238.html) мы уехали из неприятной Кызылорды и к 12 часам приехали в Байконур (230 км по неплохой дороге). На Байконуре действует законодательство РФ, в магазинах принимают рубли. Мы поселились в совковой гостинице за 1300 рублей за человека, погуляли по городу и космодрому, а вечером посмотрели запуск ракеты «Союз». Вся наша спешка, чтобы не пропустить запуск, оказалась не напрасной, оно того стоило! Днем на территории космодрома нас остановил сотрудник ДПС за выключенный ближний свет и выписал предупреждение от Одинцовского района Московской области. За сопровождение по Байконуру мы заплатили 4500 рублей.





21. День тринадцатый (http://chistoprudov.livejournal.com/38511.html). По дороге в веселый Аральск мы сделали крюк и посмотрели, как ловят рыбу на берегу Аральского моря. Дорога до Аральска еще ничего, расстояние около 250 км. На аральском посту ДПС нас любезно согласились не грабить и взяли в подарок три диска «Rolling Stones». К нашему приезду в городе отключили воду, а единственная гостиница оказалась жутким клоповником. Номер нам обошелся в 500 рублей. Поужинав в соседнем ресторане мы пошли в интернет кафе — тесную комнату 3х2 метра с тремя еле живыми компьютерами. Нам удалось лишь проверить почту и немного пробежаться по френдленте. Час в интернете стоит 50 рублей.





22. За четырнадцатый день нашего путешествия (http://chistoprudov.livejournal.com/38742.html) нам предстояло преодолеть «дорогу смерти» до Актюбинска — это около 600 километров. Сначала от Аральска 100 км идет средненький асфальт, потом, сразу на границе с Актюбинской областью остатки дороги ведут прямо, а свежие следы направо в степь. На сегодняшний день участок бездорожья составляет всего около 70 км, его мы проехали часа за 3. Дальше уже идет отличная дорога, правда местами еще ремонтируемая. Главное не попадаться на этой трассе в дождь, а так — проехать можно смело. Где-то на середине плохого участка мы устроили пикник — сварили кофе, заварили чай и разогрели консервы — тушенку и гречку с мясом. В прошлый день мы забыли закрыть крышку «груза-200», у нас улетела в степь часть вещей, вся пластиковая посуда и узбекский халат, за которым мы вернулись, и сейчас в нем сидит Александр. Из-за этого нам пришлось пить чай из сувенирных узбекских пиал. Для полного комплекта нужно было одеть тюбетейку, которую нам подарили в Астрахани )
В Актюбинске мы остановились в одноименной гостинице с бесплатным, но ужасным интернетом за 3000 рублей.





23. Несколько слов о загрузке машины. В багажнике у нас было 50 литров жидкости — 30 бензина и 20 питьевой воды, примусы и один чемодан с вещами. Вместо докатки мы положили необходимые инструменты для ремонта машины, также под полом багажника у нас катались запасы тушенки, гречки и различные расходные материалы. В багажнике на крыше у нас идеально поместились два полноразмерных колеса и куча мелкого хлама (складные стулья, посуда, запасная обувь, одежда и т. д.) Кроме этого мы под крышу забили свободное пассажирское место за водителем — там ехали два фоторюкзака, холодильник, штативы, две сумки с вещами и куча одежды сверху, на которой было удобно спать. В такой длительной автомобильной поездке нашими лучшими друзьями были две подушки — одна обычная небольшая, другая — надувная под шею.





24. Из Актюбинска до Уральска идет сначала ужасная дорога (около 150 км), а потом начинается отремонтированная трасса (еще 330 км). По дороге пейзажи становятся все скучнее и скучнее, радуют только поля тюльпанов. До Уральска мы доехали без приключений и поехали сразу на границу с Россией. На прощание казахи решили выбить у нас оставшиеся деньги, но на этот раз мы никуда не спешили и на провокации не поддавались. Нас заставили вытащить абсолютно все вещи из машины, правда не на землю, а на скамейку. Хитрые лица пограничников как-бы намекали нам на деньги, но мы упорно доставали сумку за сумкой. Один служивый не выдержал и вместо нас сказал своим коллегам: «Ребят, ну чем вы занимаетесь, может договоримся?». Мы молча проигнорировали предложение, пограничники мрачнели. Дальше нас попросили разобрать обшивку задней правой двери, на что пограничники были вежливо посланы. «Хотите — сами разбирайте, только когда ничего не найдете, соберите обратно, как было». Погранцы совсем поникли. Пришла очередь собаки, которая внимательно обнюхала всю машину, зевнула и ушла. Дальше начался дешевый досмотр (при такой проверке я смог бы провезти несколько килограмм чего-нибуь запрещенного), мы с Ильей стали показывать фоторюкзаки:
— О! Сколько техники, зачем это вам столько? (Сказал пограничник радуясь).
— Мы фотографы, это наша работа.
— А вы знаете, что фотоаппараты нельзя провозить через границу?
— (Илья смеясь) Да что вы говорите?!
— А что ты ржешь? Нельзя я говорю! Закон! Берите свои рюкзаки и идите по очереди в будку.

В будке нас попросили показать содержимое флешки, а там одни тюльпаны — скукота для пограничников. На тюльпанах ребята сдались. Дальше попытали свое счастье на паспортном контроле, заявив, что мы просрочили регистрацию, а та, что мы сделали в Актюбиске этим утром, их почему-то не устроила. 15 минут выяснений и упорства, и пограничники сдались и выпустили нас на нейтральную территорию, не получив ни копейки (три компакт-диска не в счет). Россия нас приняла тепло и быстро, через три часа мы уже ужинали в Саратове. Так прошел пятнадцатый день. Кстати, качество дороги от границы до Саратова было отвратительным.





25. Из Саратова в ночь без остановок мы доехали до Москвы и утром в 9 часов я был уже дома.

Всего мы проехали 9200 километров, израсходовали 970 литров бензина. В России мы заправляли 95, в Казахстане 93 и 91, в Узбекистане редко 91, чаще 80. Машинка все тяготы переносила с достоинством и не капризничала. За всю поездку мы ничего не чинили (кроме проколотого колеса), ничего не подкручивали и не подливали (кроме омывайки и бензина). У машины ничего не отвалилось и не оторвалось.

Итого расходов за поездку на троих в рублях:
Подготовка к поездке (продукты, одежда, инструменты, видеорегистратор и т. д.) — более 30000
Проживание в гостиницах — около 27000
Бензин — более 24000
Взяточничество — 7600
Услуги гидов и сопровождения — 22500
Другие расходы, в том числе питание и мороженое — 15000

Итого примерно: 126000 (по 42000 на человека).

Отдельно хотелось поблагодарить сайт «Турбины» за финансовую и информационную поддержку нашего автопробега. На протяжении всей поездки на странице нашего путешествия публиковались дополнительные фотографии, которые не вошли в путевые заметки в ЖЖ. Несколько фотографий для сайта Турбины:






26.





Выводы:
1. При планировании подобного мероприятия скорость передвижения нужно закладывать в 2-3 раза меньше. Бешенный темп, с которым мы перемещались от города к городу, сильно урезал нашу культурную программу. Времени на сон не хватало катострофически! По-хорошему, такой маршрут нужно проходить минимум за месяц.
2. Желательно иметь хотя бы один спутниковый телефон и gps-навигатор с картами местности и с функцией записи трека.
3. Если вы планируете ночевать в палатках, то нужно брать их с собой — в прокате палаток может не оказаться, или они могу быть ненадлежащего качества.
4. Нужно серьезно подойти к выбору одежды — в степи дует сильный монотонный ветер, ночью бывает очень холодно.
5. Очень полезно иметь при себе любую сувенирную продукцию — в нашем случае это были компакт-диски, которые съэкономили нам не одну тысячу рублей.
6. Отличная вещь в поездке — примус и подушка.
7. Берите побольше дисков с музыкой в машину, слушать в дороге нечего, а узбекские передачи быстро надоедают, да к тому же радио ловит только в крупных населенных пунктах.

Если у вас есть вопросы по нашей поездке, задавайте, мы с радостью ответим!
Фотографии в рассказе мои и Ильи Варламова.

Спонсоры нашего автопробега: «Suzuki», Официальный дилер Suzuki «Сим», сайт «Турбина», «Adidas», «Oblako», «Фотоагентство 28-300», «Suunto» и «Russia Today».
Путевые заметки на английском можно читать на RT.com

Каталог всех моих записей.

Дмитрий Чистопрудов, фотоагентство Vostok. По вопросам проведения съемок пишите на электронную почту mail@vostokphotos.ru
Tags: Автопробег Геннадий, Путешествие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 66 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →